Королевство запахов

воспитание собакиВ этой статье я расскажу о моих первых шагах в обучении Веги поисковой работе. В качестве руководства я использую книгу норвежского тренера Анне Лилл Квам “Королевство запахов”.

    Анне Лилл Квам — ученица и соратница Тюрид Ругос, долгое время работала в Анголе, обучая тренеров и собак-миноискателей. Её метод тренировки оказался значительно эффективнее традиционных и, что приятно, его можно использовать не только для обучения собак-спасателей и служебных собак, но и для увлекательной игры. Поскольку “работа носом” для собаки — это в первую очередь работа мозга, которой так часто не хватает нашим скучающим домашним любимцам. Она помогает собаке научиться верить в себя, доверять хозяину и в то же время самостоятельно принимать решения.

    Вы можете научить вашу собаку различать игрушки по именам и приносить именно ту, которую вы просите. Или находить потерянные вещи — например, ключи от машины. Можете играть с ней в поиск лакомств, спрятав их на большой территории. И вы даже можете научить собаку различать запах определенного ингредиента и сообщать вам, содержат ли продукты питания данный ингредиент. Это очень интересная и захватывающая работа!

    Мы с Димой уже пробовали научить Вегу поиску — ещё до того, как познакомились с книгой Анне Лилл Квам. Вега довольно неплохо по команде “Ищи!” разыскивает на выгуле свой мяч на веревке. Кроме того, мы пытались научить её различать игрушки, но без особого успеха. Как я теперь понимаю, мы сделали ряд ошибок — во-первых, давали Веге запоминать сразу несколько игрушек, а не учить название каждой по очереди. Такое задание оказалось ей не по силам, она часто путалась или вообще отказывалась работать. Во-вторых, мы не использовали лакомство в качестве поощрения — а я уже смогла убедиться, обучая Вегу командам, что это прекрасный стимул 🙂

    Итак, я прочитала книгу, и решила начать с самой первой главы — с поиска лакомств. Набрала в карман “материала” и мы пошли 🙂

    В книжке было сказано — держите собаку на поводке, последовательно бросьте три кусочка лакомства, затем позвольте собаке подбежать и схватить их. На этом первом этапе обучения не подается никаких команд — собака просто должна понять, что её цель — схватить лакомство. Затем упражнение повторяют, каждый раз увеличивая расстояние между кусочками.

    Я выбрала ту часть выгула, где трава растет пореже — чтобы облегчить Веге задачу — и пристегнула поводок. Вега тут же заволновалась, потому что поводок обычно пристегивают в конце прогулки, когда уже надо идти домой — а тут только вышли! Что за странность? А уж когда я достала лакомство, моя благовоспитанная собака выпучила глаза и, кажется, даже перестала дышать :)) Однако далее всё пошло совсем не по учебнику. Стоило мне бросить первый кусок, как Вега стартанула вперед, к нему, как торпеда 🙂 Я выпустила поводок, оставшиеся кусочки шлепнулись на землю. Пока я их поднимала, Вега уже нашла первый кусок и обернулась ко мне, ожидая следующих :))

Стало понятно, мы с Вегой выбрали не тот “класс” в нашей школе по работе с запахами 🙂 Начали с подготовительного, когда надо было, как вундеркиндам, сразу идти в четвертый или даже в пятый :)) Итак, я отстегнула поводок, дала Веге команду “Сидеть — место!” (которую мы давненько уже не обновляли), сама пошла вперед и стала раскладывать кусочки лакомства на земле, шагах в пяти-шести от собаки. В продолжение этого процесса пришлось пару раз напомнить Веге, что она должна всё ещё сидеть, потому что она следила за мной, как зачарованная и то и дело приподнимала свой черный зад в позе бегуна, готового по первому сигналу ринуться вперед.

Наконец, лакомство было разложено и я подала Веге команду “Ищи!”. Она бросилась вперед (ни тени сомнения) и начала увлеченно обнюхивать землю, собирая кусочки. Я радостно поощряла каждый найденный кусок (лежали они на расстоянии примерно полметра друг от друга). Вега справилась с заданием примерно за минуту и снова уставилась на меня.

Есть такой момент в тренировке — её нельзя ни затягивать, ни ускорять. То есть, если собака быстро соображает (как Вега в данном случае), не нужно повторять с ней один и тот же шаг несколько раз — это может стать скучным и снизит мотивацию собаки. Но нельзя и наоборот, усложнять задание, если видно, что собака неуверенно с ним справляется. Постоянные провалы так же могут заставить её разочароваться в работе. Для каждой собаки этот баланс индивидуален и нужно уметь находить его — особенно если вы беретесь воспитывать щенка и обучать его с юного возраста.

Итак, видя успехи Веги, я сделала ещё один заход. Снова команда “Сидеть — место!”, но на этот раз я разложила кусочки лакомства подальше друг от друга — примерно на расстоянии двух метров. Однако для Веги, судя по всему, это было не расстояние. Ей понадобилось лишь чуть больше времени — может быть, на минуту, не более — чтобы найти все кусочки. Правда, после каждой находки я повторяла команду “Ищи!” — то есть, фактически, подсказывала ей, что ещё есть, что искать. Но, тем не менее, как и в случае с хождением на поводке, Вега показала блестящие результаты!

Следующий этап требует работы двух человек — нужно, чтобы кто-то один держал Вегу, пока второй раскладывает лакомство вне поля её зрения. Это будет устроить посложнее, потому что гуляем мы с Димой по очереди, а привязать Вегу к дереву и раскладывать лакомство я не рискну — она начнет голосить на весь выгул :)) Впрочем, боюсь, если мы выйдем вдвоем, а я внезапно куда-то скроюсь, эффект будет тот же. Вега отлично помнит, сколько человек с ней пошли и бдительно следит за каждым, чтобы, не дай Бог, никто не отстал и не потерялся 🙂

Запись опубликована в рубрике Как воспитывать щенка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий