«Плохо обучаемые» собаки — кто они?

плохо обучаемые собаки, трудные собакиНи для кого не секрет, что какие-то породы собак считаются более “послушными” (например, немецкая овчарка, бордер-колли), а какие-то “трудно обучаемыми”, “упрямыми” (хаски, чау-чау, шпицы, пастушьи охранные породы). Что значит “сложная” собака, “плохо обучаемая” собака и в чем состоит трудность воспитания такой собаки?

Основная особенность так называемых “плохо обучаемых” собак состоит в том, что они генетически остались наиболее приближенными к своим диким сородичам. Как правило, это рабочие породы, от которых ещё совсем недавно требовалось не пролеживать диван, а помогать человеку, зачастую в самых суровых условиях, уметь самостоятельно мыслить и принимать решения, знать, когда гавкнуть, а когда и промолчать. Такие породы, как это ни странно прозвучит, на самом деле гораздо менее стрессоустойчивы, чем те собаки, в которых генетически заложена склонность к кооперации с людьми. Последние уже более-менее притерпелись к нашим вывертам 🙂 А вот пытаясь обучить собаку “дикого” типа, неопытный или грубый владелец может ввести её в состояние сильного стресса, который зачастую ведет к тому, что собака отказывается работать и может вообще потерять всякое доверие к хозяину.

На самом деле обучить можно любую собаку, потому что стремление видеть, слышать и чувствовать новое — один из главных инстинктов всех высокоразвитых живых существ. Но нельзя любую собаку обучить чему угодно. Как и люди, каждая порода и каждая отдельная особь имеют свою специфику и личностные особенности. С собаками, наиболее приближенными к дикому, “волчьему” типу, нужно быть особенно осторожными и работать только с помощью метода положительного подкрепления. Наказание же ведет к резкому снижению мотивации собаки. Некоторым собакам достаточно просто почувствовать раздражение владельца, чтобы замкнуться и потерять всякий интерес к процессу обучения. Поэтому при тренировке таких собак важно учитывать несколько факторов:

  • Настроение и физическое состояние собаки;
  • Степень контакта и доверия между собакой и владельцем (он должен быть максимально полным);
  • Индивидуальная дистанция (для многих собак её сокращение воспринимается как угроза со стороны владельца и является стрессовым фактором);
  • Понимание того, что таким собакам скучно повторять по несколько раз одно и то же действие. Это всё равно что предложить взрослому человеку несколько часов подряд складывать картинку, предназначенную для пятилетнего ребенка;
  • Склонность собак “дикого” типа к инстинктивным действиям (например, поиск чего-либо или кого-либо) — и гораздо более низкая мотивация к действиям неестественным (таким, как цирковые трюки или команды послушания);
  • Создание у собаки мотивации к тренировке через понимание смысла производимого ею действия (да-да, даже так! Такие собаки глупостями не занимаются :))

Всё это требует от тренера незаурядных способностей, терпения и творческого подхода к занятиям. Он должен понимать, что от собаки “дикого” типа нельзя добиться тех же результатов, как, нарпимер, от бордер-колли, отличающихся феноменальной обучаемостью. То есть, добиться, конечно, можно — сломав собаку и превратив её в послушный механизм. Но мы уже знаем, что такое “обучение” не приведет ни к чему хорошему.

Кроме того, тренер должен понимать, чему именно он хочет обучить собаку, какова конечная цель занятий. Большинство стандартных команд, которые пытаются вдолбить собакам на площадках, не играют совершенно никакой роли ни в установлении контакта с владельцем, ни в интеграции собаки в семью или повышении её интеллектуального уровня. Чаще всего такое обучение вообще имеет обратный эффект.

Вега, например, весьма неспешно выполняет команду “сидеть”, а “лежать” постоянно путает с “зайкой” 🙂 — но на улице мне достаточно движения руки или кивка головой, чтобы объяснить ей, куда мы идем и что будем делать. Не было такого, чтобы она убегала от меня и не хотела подходить на зов — она подходит, даже когда я ужасно зла на неё за какую-то провинность. Я подозреваю, что именно этого ищут все те хозяева, что обращаются за помощью к тренерам или приходят на собачьи площадки. Они ищут способ наладить контакт с собакой — но увы, традиционная кинология ничего, кроме муштры, им предложить не может. Очень часто, когда я рассказываю какому-нибудь измученному владельцу, как отучить собаку тянуть за поводок, он относится к этому с огромным воодушевлением. Поэтому я считаю, что всем нам, кто знаком с принципами новой кинологии, надо стараться передать эти знания другим людям, чтобы помочь им наладить полноценное общение со своим питомцем.

Думаю, это наш долг 🙂

плохо обучаемые собаки

Дополнительное чтение:

Запись опубликована в рубрике Как воспитывать щенка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев на ««Плохо обучаемые» собаки — кто они?»

  1. Вероника говорит:

    Мой Ушастик до сих пор не выполняет как положено команду «место», но зато я со спокойной душой перехожу дорогу, т.к. собака начинает движение, только когда «запиликает» светофор или «защелкает». А знакомая хаски не умеет гулять рядом, но при том понимает достаточно длинные предложения типа «сначала принеси апорт, потом подождем немного и пойдем». Честно, до сих пор диву даюсь 🙂

    • Ксения Перова говорит:

      Реально, вся эта муштра ни к чему. Но люди ничего другого не знают — вот и зацикливаются на командах. Взглянуть на собаку шире им сложно, потому что нужно знать, куда смотреть 🙂

  2. Андрей говорит:

    Подскажите, Кане Корса к каким породах относится??? Спасибо.

    • Ксения Перова говорит:

      Добрый день, Андрей! Сложно сказать, все собаки очень индивидуальны. Но, судя по тому, что кане-корсо изначально была охранной собакой, она, скорее всего, может действовать по собственному усмотрению в критических ситуациях и меньше склонна к безоговорочному послушанию. Но, опять же, все зависит от конкретной собаки, а так же желания и умения её владельца наладить с ней контакт.

  3. Анастася говорит:

    У нас была абсолютно недрессированная мальтийка ( место, рядом, сидеть и пр — не, не слышали), которая отлично понимала фразы а-ля «иди, разбуди детей», «проверь, спят ли дети», «глянь, холодно ли на улице» и все в таком духе.

    • Ксения Перова говорит:

      Да, все эти «сидеть» и «лежать», в общем-то, не нужны. Если контакт с собакой есть, она понимает многие другие слова, интонации, язык тела. Я тоже на прогулке практически не отдаю Веге команды — привлекаю её внимание, цокая языком, и потом показываю, куда идти.
      Проблема именно в установлении контакта — как его достичь? Вот тут-то обычно и помогает дрессировка. Человек начинает заниматься с собакой и постепенно начинает все лучше её понимать. И в конце концов приходит к каким-то своим командам или даже просто жестами обходится.

Добавить комментарий